Пейзаж - природная зарисовка или описание пространства внешнего мира в литературном произведении.



ВЕБ-КВЕСТ

"СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ"

                                                            Нет, не пейзаж влечет меня,

                                                            Не кpаски я стpемлюсь подметить,

                                                            А то, что в этих красках светит

                                                            Любовь и pадость бытия.

                                                                И. Бунин

 

 



 

Роль   пейзажа   в   рассказах  А.П.Чехова

Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором.  Пейзаж  создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям смысл.
Для описания природы Чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. Так, например,  в   рассказе  « О   любви »  пейзаж  вводится только в начале новеллы: «Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя...», ив самом конце: «...дождь перестал, и выглянуло солнце». Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев.
Короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Так, выглянувшее в конце упоминавшегося уже  рассказа  « О   любви » солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы. Без этой детали произведение оставляло бы ощущение такой же безысходности, какая заключена в словах, завершающих  рассказ  «Крыжовник»: «Дождь стучал в окна всю ночь».
Сохраняя традиционную функцию  пейзажа , необходимого для раскрытия характеров героев, Чехов пользуется приемом параллельного описания природы и душевного состояния персонажей.
Кроме углубления психологического анализа  пейзаж  необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события.
Духовному плену, в котором пребывают герои многих  рассказов  Чехова, противостоит чувство свободы, порождаемое образами родной природы.
В использовании  пейзажа  проявляется отношение Чехова к своим героям.
Иван Иваныч, Буркин — хорошие люди. Увиденные их глазами спокойные реалистические  пейзажи  напоминают о прекрасном. Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды и все благополучно» («Человек в футляре»). «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты  любовью  к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна» («Крыжовник»), «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало» (« О   любви »).
Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь — символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья.  Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя  рассказа  « О   любви » Алехина о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью.
Образ сада также постоянно присутствует  в   рассказах  Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных.Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение.
Символом смерти традиционно считается и луна. Лунный свет заливает множество  пейзажей  Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходными с тем, что приносит смерть.
Так просто, естественно, немногословно Чехов рисует в своих  рассказах   пейзажи , не только составляющие единый и стройный образ русской земли, но и обогащающие произведения неисчерпаемой глубиной смысла.



 

 

© inna-nikolai4uk

Сделать бесплатный сайт с uCoz